08 февраля 2011

Алхимические символы



В алхимии есть три символические субстанции: ртуть, сера и соль. К ним был добавлен четвертый таинственный источник жизни по имени Азот. Касательно трех первых субстанций фон Веллинг писал: "Есть три основные химические субстанции, называемые философами солью, серой и ртутью, но которые никоим образом нельзя путать с обычными солью, серой и ртутью, добытыми из земли или купленными у аптекаря. Все эти три субстанции имеют тройственную природу, потому что в каждой из них, как гласит тайное учение мудрецов, содержатся остальные две субстанции. Тело соли, следовательно, состоит из соли, ртути и серы, но при этом соль доминирует. Подобным же образом ртуть состоит из соли, ртути и серы с доминированием ртути. То же относится к сере. Эти девять сущностей - три, умноженное на три, - плюс Азот (таинственная универсальная жизненная сила) образуют число 10, священную декаду Пифагора. Относительно природы Азота существуют противоречивые мнения. Некоторые считают его невидимым вечным огнем, другие - электричеством, а третьи наделяют его магнитными свойствами. Трансценденталисты говорят о нем как об астральном свете.

Вселенная окружена сферой звезд. За ней находится сфера Шамаим, сфера Божественной огненной воды, первого истока Слова Бога, пламенеющей реки, вытекающей из Вечности. Шамаим, огненная андрогинная вода, разделяется. Огонь становится солнечным огнем, а вода становится лунной водой. Шамаим есть универсальная ртуть, иногда называемая Азотом, неизмеримый дух жизни. Духовный огонь первоначальной воды - Шамаим - проходит через Эдем (в переводе с иврита - пар) и становится четырьмя реками (элементами). Объединенные потоки образуют реку живой воды - Азот (огненная ртутная сущность), которая вытекает из трона Бога и Агнца. В этом Эдеме (паровая или туманная сущность) есть духовная земля (непостижимая и не-ощущаемая), или же пыль Афар, из которой Бог сделал Adam min Haadamah, духовное тело человека, которое должно иногда открываться".
В другом месте фон Веллинг говорит, что материальная вселенная возникла, когда Люцифер, пытаясь совершить космический алхимический эксперимент, неправильно использовал Шамаим, или Божественный огонь. Для того чтобы восстановить Шамаим, извращенный Люцифером, и была образована эта вселенная как средство освобождения ее от темного облака, внутри которого она была заключена из-за ошибки Люцифера. Эти утверждения явно свидетельствуют о том, что ранние философы видели в Библии книгу химических и алхимических формул. Это обстоятельство следует всегда иметь в виду. Горе тому исследователю, который понимает бессвязные аллегории алхимиков буквально. Такой человек никогда не сможет войти в священное обиталище истины. Элиас Эшмо-ул в своем труде "Химический Театр Британии" таким образом описывает
методы, используемые алхимиками для сокрытия своих истинных доктрин: "Их главнейшим занятием было облачение Секретов в одеяния Басен, и прядут они свои Фантазии в Тени, чьи Лучи идут во все стороны и все же встречаются в Общем Центре, и указывают на Одну вещь".
Тот факт, что Священное Писание содержит скрытое знание, если его рассматривать аллегорически, ясно демонстрируется притчей о царе Соломоне, его женах, наложницах и девах, опубликованной в "В основных фигурах Розенкрейцеров" Уолтона в 1785 году. Д-р Хартман, который перевел часть этой книги на английский язык, говорил, что жены Соломона представляли искусство, наложницы - науки, девы - еще не открытые секреты природы.

По приказу царя девы должны были снять свои покрывала, что означало, что посредством мудрости (Соломон) мистические искусства вынуждены были открыть свои скрытые части философу, в то время как непосвященным видны только внешние одежды (такова мистерия покрывала Исиды).

Исида из Саиса
Алхимик должен вести свою работу одновременно в четырех мирах, если он хочет свершить Magnum Opus. Таблица, показывающая аналогии трех принципов в четырех мирах, может прояснить соотношения между ними. Ранние мастера искусства алхимического символизма не стандартизировали термины и символы. Поэтому для раскрытия их загадочных утверждений требуется серьезное знакомство с предметом, соединенное с добротной интуицией. Третья и четвертая рубрики таблицы имеют альтернативные прочтения, возникающие из-за того, что некоторые авторы не проводили ясного различия между духом {spirit) и душой
{soul). Согласно Священному Писанию, дух не разрушим, а душа разрушима. Ясно, что они не являются синонимами. Ведь ясно утверждается, что "душа согрешившая умрет", а "дух возвратится к Богу". А вот сама таблица:
Тройные силы в четырех мирах
Миры Отец Сын Мать
1. Бог  Отец Сын Святой дух
2. Человек Дух Душа Тело
3. Элементы Воздух Огонь Вода
4. Химические элементы Ртуть Сера Соль
Альтернативные прочтения в пунктах 3 и 4 таковы:
Миры Отец Сын Мать
3. Элементы Огонь Воздух  Вода
4. Химические элементы Сера Ртуть Соль
Парацельс вслед за Аристотелем принял другое построение, в котором три фазы Триединого Бога-опущены. Он комбинирует только второй, третий и четвертый миры:
Миры Отец Сын Мать
2. Человек Дух Душа Тело
3. Элементы Воздух Вода Земля
4. Химические элементы Сера Ртуть Соль
Однако главное тут ясно: алхимические философы использовали символы соли, серы и ртути для представления не только химических элементов, но и для духовных и невидимых принципов Бога, человека и Вселенной. Три субстанции (соль, сера и ртуть), существующие в четырех мирах, как показано в таблице, в сумме дают число 12. Поскольку 12 является основанием Великой Работы, в Откровении это число названо двенадцатью камнями в основании Священного Города. В том же самом русле Пифагор утверждал, что додекаэдр, двенадцатигранное симметричное геометрическое тело, был основанием вселенной. А не могло ли быть связи между этим таинственным числом, а именно тройки, умноженной на четверку, и четырьмя частями трех, которые в легенде о третьей степени Масонства указывают на четыре положения херувима, со- г. Три Великих здания, составленного из четырех Мастера частей?
Следующая таблица показывает направления, по которым группы из трех (соль, сера и ртуть) шли на поиски Хирама:
Четыре стороны Мироздания Восток Юг Запад Север
Неподвижные знаки Зодиака Водолей Лев Скорпион Телец
Части Херувима Человек Лев Орел Бык
Четыре времени года Весна Лето Осень Зима
Возраст человека Детство Юность Зрелость  Старость
Стадии существования Рождение Рост Зрелость Распад
Части человеческой конституции Дух Душа Ум Тело
Четыре элемента Воздух Огонь Вода Земля
Еще одна таблица должна представлять интерес для исследователя Масонства: она показывает соотношение между тремя субстанциями: солью, серой и ртутью - и определенными символами, используемыми Масона ми. Эта таблица также имеет альтернативное прочтение, основанное на философских принципах, которые трудно, если это вообще возможно, разделить на хронологические порядки.
1. Три света Звездный Огонь Солнечный Огонь Лунный Огонь
2. Три Великих Мастера Хирам Соломон Хирам из Тира
3. Геометрические тела Сфера Пирамида Куб
4. Алхимические субстанции Ртуть Сера Соль
Альтернативное прочтение второй строчки таблицы таково:
2. Три великих мастера Соломон Хирам Хирам из Тира
Алхимия является продолжением Универсальной Мистерии. Ведь умер на кресте Иисус, Хирам на западных воротах Храма, Орфей на берегах реки Гебр, и Осирис в гробе, приготовленном Тифо-ном. Точно так же в алхимии, пока не умрут элементы, Работа не может быть завершена. Стадии этого алхимического процесса могут быть прослежены в жизни и деятельности практически всех мировых Спасителей и учителей человечества, а также мифологии многих народов. Ведь сказано в Библии, что "пока человек не родится вновь, не видать ему Царства Божия". А в алхимии провозглашается, что без разложения Работа не может быть выполнена. Что умирает на кресте, что хоронится в гробницах Мистерий, и что умирает в ретортах и становится черным при разложении? И что происходит в природе человека, если он может восстать снова, подобно фениксу, из своего пепла (caput mortuum)2.
Раствор в алхимической реторте, если его держать на огне достаточно долгое время, обращается в красный эликсир, который называется универсальным лекарством. Он напоминает огненную воду и светится во тьме. В ходе процесса он принимает разные цвета, из-за чего называется павлином. Если увеличение его силы зайдет слишком далеко, реторта с ним взорвется и вещество превратится в пыль. Это часто случается, и в этом состоит большая опасность при приготовлении из металлов лекарств для людей. Если раствор получился слишком сильным, он будет просачиваться через стекло, и невозможно будет никаким сосудом удержать его. Причина заключается в том, что это больше не субстанция, а божественная сущность всепроникающей силы Божества. Когда он правильно приготовлен, этот универсальный растворитель в жидкой форме будет растворять все металлы. В этом высоком состоянии универсальная соль является жидким огнем. Эта соль растворяет определенное количество любого металла и проходит через последовательные стадии приготовления, в результате чего становится лекарством для превращения низших металлов.
"Истинный Путь Природы", по Гермесу Трисмегисту, описанный истинным масоном I.C.H., так говорит об опасности усиления раствора: "Но это умножение не может продолжаться бесконечно и достигает завершения на девятом цикле. Когда смесь прогоняется через весь процесс девять раз, она не может быть расщеплена больше. Потому что, как только она получит даже небольшое количество материального огня, она проходит через стекло, подобно маслу через бумагу".
Нет никакого единообразия в терминологии при классификации процессов, через которые проходят химические элементы при приготовлении герметических лекарств. Если в "Истинном Пути Природы" отмечено семь стадий, то в "Словаре Герметических искусств" отмечено двенадцать. Эти двенадцать стадий связаны со знаками зодиака весьма любопытным образом.
  1. Овен, Прокаливание.
  2. Телец, Затвердение.
  3. Близнецы, Фиксация.
  4. Рак, Растворение.
  5. Лев, Усвоение
  6. Дева, Дистилляция
  7. Весы, Возгонка.
  8. Скорпион, Разделение.
  9. Стрелец, Сжигание.
  10. Козерог, Ферментация.
  11. Водолей, Приумножение.
  12. Рыбы, Проекция.
Эта таблица открывает большой простор для спекуляций, которые, если их совершать с умом, могут принести большую пользу. Эти двенадцать шагов, ведущие к завершению Великой Работы, напоминают двенадцать степеней древних розенкрейцеровских Мистерий. До некоторой степени розенкрейцерство было химически теологизировано и алхимически офилософлено. Согласно Мистериям, человек получает искупление в результате его прохождения через двенадцать обителей неба. Двенадцать процессов, посредством которых может быть открыта "секретная сущность", напоминают о двенадцати Сотоварищах-Ремесленниках, которые были посланы искать убитого Строителя Вселенной, Универсального Меркурия.
Согласно Соломону Трисмозину, стадии, которые материя должна пройти для достижения совершенства, разделяются на двадцать две части, каждая из которых представлена соответствующим рисунком. Есть важная связь между двадцатью двумя эмблемами Трисмозина, двадцатью двумя главными картами Та-рот и двадцатью двумя буквами еврейского алфавита. Эти таинственные карты Тарот сами по себе являются алхимической формулой, если их правильно интерпретировать. Как будто с целью привести доказательства теории средневековых философов, что царь Соломон был мастером алхимии, д-р Франц Хартман заметил, что неверно понятая многими и много раз злоупотребляемая "Песнь Песней" является на самом деле алхимической формулой. Исследователь натуральной философии незамедлительно поймет, что "черная дщерь Иерусалима" не человек, а материал, священный для мудрецов. Д-р Хартман пишет:«"Песнь Песней" Соломона в Ветхом Завете есть описание процессов в Алхимии».
Малая частица Философского Камня, если ее бросить на поверхность воды, согласно фон Веллингу, начнет процесс повторения в миниатюре всей истории вселенной, потому что вещество, подобно Духам Элохим, движется по поверхности вод. В соответствии с утверждениями философов, миниатюрная вселенная на самом деле восстает из вод и плавает в воздухе, где она проходит процесс космического развития и наконец снова рассыпается в пыль. Возможно не только приготавливать лекарства для металлов; возможно также приготавливать настойки для минералов, посредством которых куски гранита и мрамора можно превращать в драгоценные камни. Кроме того, камни низкого качества можно превращать в камни высокого качества.
Как справедливо заметил один из великих алхимиков, поиск человеком золота часто приводит к неверным поступкам, потому что при этом алхимический процесс неправильно понимается как всецело материальный. Люди не понимают, что Философское Золото, Философский Камень, Философское Лекарство существуют в каждом из четырех возможных миров и что эксперимент не может быть завершен до тех пор, пока он не будет проведен во всех этих мирах по одной формуле. Больше того, одна из составляющих частей алхимической формулы существует только внутри природы самого человека, и без нее химические субстанции не соединятся, и если алхимик даже проведет всю свою жизнь в химических экспериментах, без этой составляющей он не придет к желаемому результату. Главная причина того, почему ученые-материалисты не могут повторить достижений средневековых алхимиков, даже если они повторяют каждый шаг их точно и аккуратно, в том, что неуловимый элемент, который исходит от природы просвещенного и возрожденного алхимического философа, отсутствует в их экспериментах.
По этому поводу д-р Франц Хартман в сноске к своим переводам извлечений из Парацельса ясно выражает мнение современного исследователя алхимической мудрости: «Я хотел бы предупредить читателя, который склонен следовать алхимическим предписаниям, не делать этого, если он не является сам алхимиком, потому что, как я знаю из личного опыта, эти предписания не только аллегорически, но и буквально истинны, и если не иметь необходимой квалификации, это будет тратой времени и денег. Человек, который хочет стать алхимиком, должен иметь в себе "магнезию", что означает магическую силу, которая притягивает и "сгущает' невидимые астральные элементы».
При рассмотрении формул на следующих страницах нужно понимать, что никто не может успешно провести эксперимент, если сам не является Магом. Если два человека, один инициированный и другой непросвещенный в высшем искусстве, начинают работать, пусть даже рядом, используя одни и те же приборы, вещества и способы действия, то инициированный сможет получить свое "золото", а непросвещенный - нет. До тех пор, пока более высокая алхимия не свершится сперва в душе человека, он не сможет выполнить меньшую алхимию в реторте. Это нерушимое правило, хотя оно искусно скрыто в аллегориях и эмблемах герметической философии. До тех пор, пока человек не "родится вновь", он не сможет завершить Великую Работу, и если исследователь алхимических формул будет помнить об этом, это избавит его от печали и разочарований. Говорить о той части Мистерии, где речь шла о секретном жизненном принципе внутри действительной природы человека, запрещено. Мастера искусства считали, что каждый сам для себя открывает истины, и неверно было бы говорить об этом более пространно.

 *****


Алхимия (позднелатинское alchemia, alchimia, alchymia) восходит к греческому chemeia от арабского cheo (лью, отливаю), что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. аждый алхимик начинал свою работу с поиска первовещества. Найдя его он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего прибавив к ней нужные ему качества получал философский камень. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы. "Один есть Все" - и все от него, и все в нем, а если он не содержит всего он - ничто. Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия.
 
  Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т. д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира. Он также именовался философским яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, имело способность превращать в серебро все неблагородные металлы. 
Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение «герметически закрытый». Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения. Существовали греко-египетская, арабская и западно-европейская школы алхимии. 

Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи . Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый - квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией. Триада алхимиков - сера, соль и ртуть. Особенностью теории единства серы, ртути и соли являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. 
Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества.
 
Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса (гностического змея) - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы. Алхимия, особенно западная, органически вплетена в систему естественно-научных знаний и представлений средневековья. При этом должно критически отнестись к многочисленным рукописям алхимиков-шарлатанов, равно как и к свойственному средневековью схоластическому способу мышления, господству магии и мистики в науке, что отразилось и на языке алхимии, и на её конечных результатах. Впрочем, невозможность "трансмутации" металлов выяснилась путём эксперимента, в ходе тщетных поисков только в 16 в., ко времени возникновения ятрохимии, которая вместе с прикладной (технической) химией к концу 18 - началу 19 вв. привела к становлению химии как науки. Искусственное получение золота или серебра было для науки того времени просто практической задачей. Исходная же теоретическая посылка алхимии - идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости - едва ли может быть названа ложной.

В алхимии неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. В связи с этим иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире (таковы алхимические стихи классика английской литературы XIV века Дж. Чосера и т.д.). Кроме того, деятельность алхимика - ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европейской алхимии могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин. Такой взгляд на алхимию позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности уклада темных и средних веков. 

Комментариев нет:

Отправка комментария